В пятом классе условия обучения коренным
образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе
«классный руководитель – учителя-предметники», уроки, как правило, проводятся в
разных кабинетах.
В настоящее время переход из начальной школы в
среднюю совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития.
Переход из начальной школы в среднюю связан с
возрастанием нагрузки на психику ученика.
Психологические и психофизиологические
исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники
переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем,
который был характерен для начала обучения в первом классе.
Резкое изменение условий обучения,
разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику
разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого
маленького» в средней – все это является довольно серьезным испытанием для
психики школьника.
В адаптационный период дети могут стать более
тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми.
У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми,
неорганизованными. Иногда нарушаются сон, аппетит...
С адаптационным периодом часто связаны и
заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.
В период адаптации важно обеспечить ребенку
спокойную, щадящую обстановку,
четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал
поддержку и помощь со стороны родителей.
При слишком длительном процессе адаптации, а
также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к
школьному психологу.
Что же может затруднить адаптацию детей к
средней школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость
требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух
сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку нужны
три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует,
чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а
учительница литературы хвалит за собственное мнение и т. п.
Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют
жизнь школьника.
Важно обратить внимание родителей на
позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в
ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти
требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет
умением, необходимым для взрослой жизни.
Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем
связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями
(составить расписание с указанием на требования, например: «история – составить
план ответа по учебнику», «иностранный язык – приносить с собой, помимо
основной тетради, словарную тетрадь и
тетрадь для записи устных тем» и т. п.).
Трудности у пятиклассников может вызывать и
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу,
особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Трудности, возникающие у детей при переходе в
средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией,
обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников
возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны.
Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы – они бегают по школе,
исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.
Отсюда повышенная зависимость определенной
части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач,
капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна
школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети
делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые
нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Именно с этими особенностями адаптационного
периода в значительной степени связано ухудшение успеваемости, которому
родители подчас находят неверное объяснение.